«Чего бы новенького и интересненького рассказать детям завтра…»
Мы ищем учителей, которые готовы поделиться своими знаниями и опытом с коллегами, начинающими преподавателями и родителями школьников. И сегодня это Наталья Юрьевна Гвоздивская из школы № 125 — сентябрьская победительница программы «Активный учитель» в Свердловской области.
Наталья Юрьевна Гвоздивская из школы № 125
Выбор профессии
В детстве у меня была замечательная учительница — Галина Никандровна Арбузова. Она часто звала меня в гости к малышам и просила помочь — так я научилась организовывать детей. А еще я приглядывала за младшим братом, пока родители были на работе, — это опыт мне тоже пригодился.

После школы передо мной встал выбор, кем быть — бухгалтером или учителем. Преподавание перевесило, и я поступила в педагогическое училище. Очень благодарна ему за хорошую основательную базу, которой я пользуюсь и сейчас. Потом я окончила и педагогический университет, но фундамент был заложен именно в училище.

У нас были требовательные педагоги, зато они показали, как доступно объяснять детям сложный материал. Уже 35 лет в школе я использую их подходы.
Первый класс
Мне дали 1 класс, 35 человек. Наставница, педагог-куратор, помогала готовиться к урокам, сидела на занятиях, смотрела и подсказывала. Сейчас эта практика, к сожалению, утрачена.

Но самое страшное — это родительское собрание. Вы просто не представляете, как страшно в первый раз, когда тебе совсем мало лет и ты стоишь перед родителями. Они с опытом работы, жизни, у кого-то уже второй-третий ребенок, а ты студентка, ведешь собрание. Я ответственно приготовилась, говорила три часа! Чтобы получить обратную связь, запустила анкету. Один из вопросов был «Какие рекомендации вы бы хотели дать учителю?». И кое-кто из родителей преподал мне урок, написав: «Краткость — сестра таланта».

С тех пор у меня родительские собрания максимум на час. Я дорожу временем, своим и родителей. Понимаю, что они пришли с работы, поэтому стараюсь лаконично, четко, доходчиво изложить информацию, обсудить все вопросы. Родители замечают, что, когда мы уходим, другие классы еще сидят.
Любимое в профессии учителя
Когда я была школьницей и помогала своей учительнице, я очень любила проверять тетрадки и ставить отметки. Но сейчас, когда у меня 90 тетрадей, это больше не мое любимое занятие. И бумажные журналы я очень не люблю. Слава богу, мы перешли на электронный — надеюсь, что он будет хорошо работать.

Сейчас я больше всего люблю математику (ведь когда-то я думала стать бухгалтером). Нынешняя программа близка к той, по которой учились мы, а задания позволяют ребятам показать свои знания в разных плоскостях: вычислительные навыки, задачи, геометрический материал.

Уроки ИЗО и технологии дают нам отдушину, возможность увидеть детей с другой стороны, посмотреть, как они могут проявить себя в рисунках, творчестве, подделках. Я и сама люблю рисовать, конструировать, лепить.
Профессиональные секреты
Нужно продумывать, как объяснить детям доходчиво. Изложение в учебнике не всегда идеально: где-то много воды, где-то запутано. Поэтому я пытаюсь найти свой способ.

Взять хотя бы словарные слова. Вроде бы легкое слово — «пальто», а ребята очень много ошибок допускали в нем. Я ломала голову, как же сделать так, чтобы запомнили. Потом меня осенило: «Папа носит пальто» — уж слово «папа» точно все напишут хорошо. И зашла ассоциация детям отлично. Часто использую этот метод.

Часто использую опыт других педагогов. Где-то увидишь фишку — и ее остается просто доработать. Буквально недавно в 1 классе проходили схему предложения. Утром в соцсети «ВКонтакте» наткнулась на видео, в котором педагог объясняла детям, как делить предложения на слова. Я взяла ее метод за основу и немного изменила: мы с ребятами взяли полоску бумаги, разрезали ножницами на кусочки и каждому досталось по одному слову из предложения. А потом каждый разрезал свое слово еще и на слоги. Перешли от большой единицы к маленькой.
Предложения и пожелания
Я бы ввела зачеты вместо оценок по физкультуре, музыке, ИЗО, технологии. У меня был ученик (он в том году закончил 11 класс) — на всех олимпиадах набирал по 100 баллов, но не мог заниматься физкультурой и ничего сделать на технологии. Ну не давалось ему это! Зачет бы тут выручил. По музыке то же самое: есть дети, которые не поют, — ну нет у них такого таланта. И напряженную ситуацию с отметками мы бы немного сняли, хватило бы им отметок и по другим предметам.
Советы начинающим учителям
Хорошо подумать при выборе профессии. Бывает, что через год-два молодые педагоги понимают, что это не их, и уходят. И если при работе с неодушевленным деталями, например на заводе, это не так критично, то детям всегда тяжело, когда педагоги меняются. Особенно после детского сада, когда учитель начальной школы — это вторая мама.

Может быть, для начала стоит поработать в развивающим центре или онлайн в качестве репетитора, оценить свои возможности и только потом идти в школу.

Порой на юношеском максимализме начинающие учителя считают, что у них все сразу и быстро получится. Но, увы, все нарабатывается только с опытом. Набиваешь шишки, учишься на своих и чужих ошибках — без практики, только на одной теории, с работой учителя не справишься. Поэтому нужно прислушиваться к более опытным коллегам.
Современные дети
Они другие. Не играют на улице в прыгалки, скакалки, резинки, а общаются в интернете. При этом в каких-то областях знают больше нашего. Нужно искать разные методики и технологии.

Ваша платформа с этим очень хорошо справляется, особенно 1 классу залетает на ура. Детям нравятся интерактив, интересные персонажи — все, что есть в компьютерных играх. Главное — применять эти инновации дозированно.

Еще на уроках мы делаем паузы, переключаемся с одного вида деятельности на другой. Приходится иногда призадуматься, чего бы новенького и интересненького рассказать детям завтра. Раньше можно было «Буратино» на урок принести, сейчас таким детей уже точно не удивить. Они гораздо охотнее соглашаются помочь компьютерному человечку на интерактивной доске — и это надо использовать.
Станьте следующим героем интервью!

Мы бы хотели сделать интервью с педагогами регулярной рубрикой — рассказывать больше о тех, кто отвечает за будущее детей и нас всех. Следующим героем станет учитель, победивший в региональном рейтинге, чьи ученики, активно решают карточки и участвуют в олимпиадах. Может быть, это вы?